Доктор
биологических наук Л. СЕРОВА
Для
меня, физиолога, каждая человеческая жизнь - уникальный эксперимент, который не
поставишь в лаборатории. Его начинают Судьба и Природа, направление дает семья,
а потом всю жизнь человек ставит этот эксперимент сам. И на очень бедной почве
может вырасти прекрасный цветок. Конечно, хорошо, когда цветку помогает
садовник, а человеку - общество. Грустно, что сейчас государство и общество
помогают плохо. Но ведь и человек - даже в самых тяжелых условиях - многое
может. Следует лишь помнить: каждая жизнь единственна и неповторима.
Присмотревшись к себе, сделайте свою максимально осмысленной и интересной, не
унося, говоря словами Марины Цветаевой, "... возможностей... и
невозможностей - сколько - в ненасытимую прорву земли ..." Другой жизни не
будет. Надо любить ту, что есть, и свою судьбу в ней. Надо ставить эксперимент.
А если что-то не получается, не бояться менять условия эксперимента и начинать
снова. Здесь уместно повторить мудрые слова Редьярда Киплинга; с них открылась
в "Науке и жизни" публикация серии статей под общим названием
"Похожие и разные": "Тайну хочешь знать? Изволь: Каждый человек
- король!"
"НАС ВСЕХ ПОДСТЕРЕГАЕТ СЛУЧАЙ..."
Жизнь
без начала и конца.
Нас
всех подстерегает случай.
Над
нами - сумрак неминучий,
Иль
ясность божьего лица.
Александр
Блок. "Возмездие"
Известный
философ Эрих Фромм пишет в своем "Кредо": "Несчастная судьба
многих людей - следствие несделанного ими выбора". Скорее даже не
"несделанного выбора", а выбора, сделанного неправильно. Недаром этот
мотив многократно повторяется в русских сказках: зависимость результата от
того, пойдешь ли ты направо, налево или прямо. Иногда человек выбирает совсем
неочевидное и на первый взгляд невыгодное, а оказывается прав.
Роль
случая на жизненном пути и правильного выбора при этом случае кажется просто
удивительной в биографии замечательного русского физиолога и мыслителя Ивана Михайловича
Сеченова. В 2004 году исполнилось 175 лет со дня его рождения, а в 2005 будет
100 лет со дня смерти. Эти даты - еще один повод обсудить тему на примере его
жизни - такой непростой и вместе с тем полной свершений.
"Основной
прогресс науки совершается по формуле Шиллера - немногими королевскими
архитекторами или, во всяком случае, ограниченным числом ведущих оригинальных
умов, которые уже только на следующей стадии приводят в движение прилежных
каменщиков, задавая им работу на десятилетия", - пишет выдающийся немецкий
психиатр Эрнст Кречмер в книге "Гениальные люди". Таким
"королевским архитектором" не только отечественной, но и мировой
физиологии, несомненно, был Сеченов.
Он
родился 1 (13) августа 1829 года в селе Теплый Стан Симбирской губернии младшим
(восьмым) ребенком в семье дворянина Михаила Алексеевича Сеченова и крестьянки
Анисьи Егоровны Осиповой. До 14 лет мальчик воспитывался в деревне.
Сеченовы
были вписаны в шестую часть ("Древние благородные дворянские роды")
родословной книги Симбирской губернии, а герб их выглядел так: "В верхней
половине щита, в красном поле наподобие стропила изображены две серебряные
стрелы. В нижней, серебряной, половине крестообразно обозначены два ружья с
выстрелом и между ними у подошвы щита пушечное ядро". Неудивительно
поэтому, что для мальчика, как и для многих в его родне, выбрали военное
учебное заведение - Главное Инженерное училище, размещавшееся в Михайловском
замке в Санкт-Петербурге и опекаемое самим императором. Училище давало хорошее
образование, а обучение стоило недорого - всего 285 рублей с выдачей мундира за
счет казны, что для небогатой семьи Сеченовых было немаловажно.
Училище
состояло из двух отделений: низшего кондукторского и высшего инженерного. В
младших классах изучали математику, историю, географию. Специальным предметом -
фортификацией - занимались все шесть лет. В старших классах изучали высшую
математику, физику, химию, военные дисциплины. С первых же лет учебы у Сеченова
проявилась склонность к базовым предметам (математике, физике, химии), и, пока
они преобладали, он был восьмым по успеваемости среди 22 воспитанников. В 1847
году Сеченов кончил кондукторские классы, получил чин унтер-офицера и перешел в
офицерские классы, где проучился всего год, а затем, недобрав нужного балла на экзамене,
был "выпущен в армию без повышения в чине".
В
многочисленных биографиях Сеченова, написанных в советские годы, этот факт
трактовался как несправедливость директора к свободолюбивому ученику. На самом
деле будущий великий физиолог виноват в случившемся сам. Вот как он пишет о том
в "Автобиографических записках": "На экзамене из фортификации
нужно было представить рисунок долговременного укрепления и за него ставили
баллы... Все не мастера чертить и рисовать (к ним принадлежал и я) заказывали
обыкновенно эти рисунки в чертежной инженерного департамента... Заказанный мною
рисунок подписал... (капитан, ведший предмет. - Прим. Л. С. )... без
всяких расспросов, не предчувствуя ожидавшего меня на экзамене из его предмета
(а этот экзамен был первый) сюрприза. Генерал Ломновский, конечно,
присутствовал на этом важном экзамене, и как только я представил рисунок,
схватил циркуль и стал сверять размеры всех частей с приложенным к рисунку
масштабом (чего я не делал). Злодей рисовальщик устроил мост через ров в 5 сажен
вместо 3; это не ускользнуло от циркуля генерала, и он поставил мне за рисунок
15. Другими словами: сразу лишал меня возможности перейти в верхний класс
подпоручиком. Зная это, я перестал готовиться к экзаменам, как следует, и
получил второй скверный балл из нелюбимого мною строительного искусства".
Генерал
П. К. Ломновский был опытным преподавателем и известным инженером-строителем.
Окончив Инженерное училище одним из первых учеников первого выпуска, он был
оставлен репетитором и прошел все ступени преподавательской карьеры, вплоть до
поста начальника училища, на котором пробыл 16 лет. Среди его строительных
работ - расчет купола Исаакиевского собора. Вот что написано о нем в
"Историческом очерке развития Главного Инженерного училища", вышедшем
в 1869 году: "Ничто не ускользало от зоркого глаза Петра Карловича,
имевшего необыкновенные способности побуждать к занятиям и заставлять учиться
даже беспечных и нерадивых... Он... постоянно присутствовал на лекциях,
репетициях и экзаменах, и вследствие этого отлично знал всех обучавшихся в
училище, их способности и наклонности; в этом отношении, благодаря своей
наблюдательности, он почти не ошибался".
Не
ошибся он и на сей раз. Этот первый выбор за Сеченова сделал именно он (опытный
преподаватель), и выбор удачный - и для армии (слава богу, что этот мост
остался на бумаге!), и для ученика, имевшего совсем другие способности, так
блестяще развившиеся впоследствии. "Мог ли я тогда думать, - писал Иван
Михайлович много лет спустя, - что непочетное удаление из училища было для меня
счастьем? Инженером я во всяком случае был бы никуда негодным".
После
училища Сеченов недолго служит в Киеве, во 2-м резервном саперном батальоне,
служит без всякого рвения: "В походах не бывал... Похвальных листов от
своего начальства не получал... В штрафах по суду и без суда не был..." И
снова в судьбу вмешивается случай - знакомство с замечательной молодой
женщиной, сестрой товарища по службе. Его любовь не встретила взаимности, но
именно эта женщина заставила молодого офицера резко изменить свою жизнь.
"В дом ее я вошел юношей, плывшим до того инертно по руслу, в которое меня
бросила судьба, без ясного сознания, куда оно может привести меня, а из ее дома
я вышел с готовым жизненным планом, зная, куда надо идти и что делать, - писал
он. - Кто, как не она, вывел меня из положения, которое могло сделаться для
меня мертвой петлей, указав возможность выхода. Чему, как не ее внушениям, я
обязан тем, что пошел в университет - и именно тот, который она считала
передовым! - чтобы учиться медицине и помогать ближнему".
Иван
Михайлович подает прошение об отставке и едет домой в Теплый Стан, к матери,
встретившей его со слезами. Под косыми взглядами соседей-помещиков долгие
месяцы ждет документов об увольнении и, когда они наконец приходят, едет поступать
в Московский университет... "Помню, - запишет он на склоне лет, - что дня
за три до отъезда стал падать снег.., и я с моим неизменным слугой доехал до
Москвы на санях. На городской заставе нужно было предъявлять паспорт. Его вынес
из караулки старый чиновник и, подавая мне бумагу, покачал головой со словами:
"Эх, господин прапорщик, послужили без году неделю да в столицу прожигать
родительские денежки..."
"Прожигать",
собственно, было почти нечего. Скромное хозяйство держалось на все том же
"неизменном слуге", который не только наводил порядок и готовил еду,
но и подрабатывал на двоих, занимаясь сапожным ремеслом. А Сеченов, наконец-то
нашедший себя, не замечал этой "неважной обстановки" и весь первый
год "находился в сильно повышенном настроении, ходил только на лекции в
университет, а дома сидел за книгами до позднего вечера".
Это
было время, когда резко увеличился интерес к наукам о человеке. "Каждый
день мы толкуем... об успехах ума, о движении человечества, но до сих пор мы не
спохватились спросить одного: что мы за колесо в этой чyдной машине? Что нам
оставили на долю наши предшественники? Словом: что такое мы?" - пишет по
этому поводу замечательный мыслитель, литератор и музыкант Владимир Одоевский.
На стыке философии, психологии и медицины рождается физиология человека.
Наверное, под влиянием именно этих веяний на третьем курсе Сеченов
"изменяет" медицине, не найдя в ней того, "чего ожидал, - вместо
теорий - голый эмпиризм".
Университетский
профессор И. И. Давыдов в лекции "О возможности философии как науки",
раздавая всем наукам "по серьгам", говорил о тогдашней медицине так:
"Часто меняемые системы врачей показывают, что они должны обратиться к
помощи философии, без которой погребли многие тысячи преждевременно: ибо многие
слепотствующие врачи, выучив условные названия костей, мышц и других систем
организма, переняв средства и пособия практиков-эмпириков, полагают, что их
наука окончена, тогда как должно бы помыслить о внутренней стороне организма,
которая в малом виде представляет вселенную".
Не
став лечащим врачом, Иван Михайлович Сеченов стал одним из первооткрывателей
этой вселенной.
В
1856 году он кончает университет, имея свидетельство об утверждении "в
степени лекаря с отличием" и солидный багаж знаний по психологии,
философии, истории, приобретенный усиленным чтением книг и лекциями таких
выдающихся мыслителей, как Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев.
И
снова Сеченов (теперь уже совсем самостоятельно) принимает нестандартное
решение. Получив после смерти матери и раздела имущества 6000 рублей (огромные
для него деньги!), тратит их на поездку за границу " ...с твердым
намерением заниматься физиологией". В течение нескольких лет он слушает
лекции и работает в лучших лабораториях Европы: в Берлине занимается физиологи
ей у И. Мюллера и Э. Дюбуа-Реймона, медицинской химией у Э. Ф. И.
Гоппе-Зейлера. И начинает собственное исследование: влияние алкоголя на
азотистый обмен, функции нервной и мышечной систем. Эти работы, ставшие
впоследствии основой его докторской диссертации, продолжаются в Лейпциге, в
лаборатории О. Функе, в Вене, в лаборатории К. Людвига, и, наконец, в
Гейдельберге, в лаборатории Г. Гельмгольца. Пригодились не только деньги,
завещанные матерью, но и знания физики, химии, математики, полученные в
Инженерном училище...
1 февраля 1860 года Иван Михайлович Сеченов возвращается
в Россию, имея сумму денег, достаточную только на билет в четырехместном заднем
купе почтового дилижанса от Гейдельберга до Санкт-Петербурга и на питание в
течение нескольких дней...
"Гений
исследователя и изобретателя - это прилежание на службе у какой-то сверхценной
идеи", - пишет Эрнст Кречмер. Для Сеченова такой идеей стал человек: его
телесная и душевная жизнь. Он преподает физиологию в Медико-хирургической
академии, Новороссийском (в Одессе), Санкт-Петербургском и Московском
университетах. В течение 40 лет почти ежедневно ставит опыты в лаборатории. На
себе исследует влияние алкоголя, центральное торможение, утомление.
Толчком для
его идей и работ каждый раз становится сама жизнь. Работы по алкогольному
отравлению мотивируются "ролью водки в русской жизни". Учение о
несвободе воли, ее тормозных механизмах тесно связано с проблемой воспитания
человека, поиском "незыблемых принципов поведения". В опытах по
физиологии труда разрабатываются "физиологические критерии для установки
длины рабочего дня". А знаменитая книга "Рефлексы головного
мозга" адресована "бескорыстным искателям будущих истин".
"Физиология
должна признать своего неоспоримого отца в высокоталантливой и столь же
оригинальной и светлой личности Ивана Михайловича Сеченова", - писал
другой замечательный ученый Климент Аркадьевич Тимирязев. А Сеченов за всю
жизнь ни разу "не допустил" празднования своего юбилея, боясь
"стоять с красными ушами" при чрезмерных комплиментах от не
жаловавших его официальных властей. Несмотря на всем известные успехи и
международное признание, путь Сеченова никогда не был усыпан розами: его не
только проваливали на выборах в Академию наук, но даже в звании заслуженного
профессора, о котором ходатайствовал для него Санкт-Петербургский университет,
его не утвердило Министерство народного просвещения! Было время, когда Сеченов
оставался без работы и находил приют в лаборатории своего друга Дмитрия
Ивановича Менделеева. За пять лет работы в Одессе у него был всего один
студент-помощник, и ему помогал другой друг - Илья Ильич Мечников, уже
известный ученый.
С
детских лет он сохранил "замашку выскакивать вперед в задуманных
товарищами предприятиях", не оставаться равнодушным свидетелем зла и
несправедливости - качество, так нелюбимое властями предержащими всех времен и
народов. Зато во всех бедах и огорчениях выручала другая привычка:
"работать, работать и работать". Именно эти слова Ивана Михайловича
вспоминал Тимирязев, разговаривавший с ним за несколько дней до смерти...
* * *
Конечно,
не каждый человек, принимающий правильные решения и упорно добивающийся цели,
сможет достичь таких результатов, как Сеченов, - для этого нужны
соответствующие способности. Но в любом случае наградой будет интересное дело,
для которого не жалко времени, сил, а иногда и своих денег. И именно это важно.
Ведь если отбросить время сна, мы как минимум половину жизни проводим на
работе. А если говорить о способностях, то их надо в себе искать, и кто знает,
что получится, - ведь и Сеченов мог остаться "никуда негодным
инженером", а стал замечательным физиологом... В конце жизни он принял еще
одно нестандартное решение: в завещании попросил вернуть долг крестьянам его
родного Теплого Стана - те самые 6000 рублей, на которые он когда-то начинал
учиться физиологии в лучших лабораториях Европы...
Подробнее
см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/933/ (Наука
и жизнь, ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий